На днях я была на приеме у сосудистого хирурга, и когда возвращалась домой, то задумалась вот о чём: «Как же, всё-таки, схожи мир физический и мир духовный, и как много параллелей можно провести между ними». Те, кто страдают варикозным расширением вен, хорошо знают, что такое тромбы. Тромб — это сгусток, образующийся в просвете кровеносного сосуда и препятствующий свободному потоку крови по кровеносной системе. Если его не удалить, то последствия могут оказаться весьма плачевными, вплоть до смертельного исхода. Вот возвращалась я домой с консультации и думала –надо же, какой-то маленький шарик в венах, и вдруг может наделать такой беды…
А ведь тромб может быть не только физическим, но и духовным! И он тоже может стать причиной смерти, но не телесной. Например, в послании к Евреям мы читаем: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда…» (Евр. 12:15). Оказывается, что есть причина, по которой христианин может лишиться благодати Божией. Благодать – это Его милость, проявленная к нам во Христе Иисусе, и если мы лишимся её по той или иной причине, то как будем совершать своё спасение? Мы будем подобны машине, в которой закончился бензин, поэтому её двигатель заглох и она не может продолжать свой путь к месту назначения.
Горький корень – это своего рода яд, разъедающий наше сердце и отравляющий наш дух через обиды, непрощение, ожесточение. Это и есть те духовные тромбы, которые способны заблокировать поток Божьей благодати в наших «духовных венах», если можно так выразиться. Это и есть те грузные якоря, которые тащат наш «духовный кораблик» на дно. И если обиды и непрощение бесконечно наслаиваются, то в нашем духе формируются целые «подводные рифы», или твердыни, которые со временем превращаются в стены, разделяющие нас не только друг с другом, но чтосамое страшное – с Богом.
Именно поэтому Господь, заботясь и о тех, кто обижает, и о тех, кто обижается, говорит: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны,ПРОЩАЙТЕ друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32); «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде ПРИМИРИСЬ с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23,24).
Как видим, даже если обидели не мы, а обидели нас, Господь и в этом случае обращается к нам с просьбой пойти и примириться, и даже больше этого –Он призывает нас благословлять проклинающих и молиться за обижающих, даже за врагов (Мф.5:44). Когда-то мне это казалось несправедливым, но после того, как Господь открыл смысл этого стиха, я посмотрела на него по-другому. Дело в том, что когда человек «имеет что-то против нас», он как-бы носит за спиной мешок с камнями, не желая сбросить его со своих плеч. Этим грехом он причиняет вред не только нам, но и самому себе, находясь в плену терзаний собственной души. В Рим.2:9 написано: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Не мучается, как правило, только тот, у кого сожжённая совесть (1 Тим.4:2) или окаменелое сердце (Иез.11:19). Если же мы не желаем прощать своих обидчиков, дьявол получает двойной выигрыш: нас он держит в плену гордыни и самооплакивания, а нашего «врага» — в плену терзаний собственной души. Таким образом, побуждая нас искать пути примирения, молиться за обижающих и благотворить ненавидящим, Бог хочет снять двойные цепи, чтобы дьявол не мог строить свои крепости в наших сердцах. И сколько бы раз ни согрешил против нас человек, стОит его простить хотя бы ради самих себя. Это настолько важно, что Господь говорит: «…А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15).
В книге «Моя жизнь во Христе» св.Иоанн Кронштадский пишет так: «Ты ненавидишь врага? — ты глуп! Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты ещё сам себя внутренне гонишь, ибо скажи, не гонение ли, не самое ли жестокое гонение – мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага – и ты будешь премудр! Так Сын Божий восторжествовал и торжествует своею любовью над неблагодарным и злым родом человеческим». Здесь же он добавляет, что «человек, озлобленный против нас, есть человек больной –надо приложить пластырь к сердцу его – любовь». Именно поэтому, обращаясь к обиженным, святитель увещевает нас: «обиженный кем-нибудь не будь злопамятен, и когда обидевшие тебя покажут тебе ласковый вид и обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего к злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего не бывало между тобой и им, и научись побеждать благим злое, злобу благостью, кротостью, смирением. Не говори в сердце обидевшему: «как! он говорит со мною, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне! да я не считаю его достойным говорить со мною, отвергаю, презираю его, пусть знает, каково обижать меня. Не будь горд и злопамятен, не говори так, да не прогневается на твоё жестокосердие Господь».
Я знаю, что бывают ситуации, когда простить бывает очень тяжело, а иногда кажется, что невозможно, потому что сердце рвется на части от боли. Инепрощение, словно духовный тромб, блокирует общение с Богом… Но если ты знаешь Того, кто однажды даровал прощение и тебе, проси Его о силе прощать других, и ты получишь её просто потому, что НАПИСАНО: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Луки 11:9). Попроси Духа Святого, Духа Утешителя, исцелить твоё сердце, ведь:
Разорванное сердце – это боль. И кровь течёт, присохнет – вновь струится…
То вроде заживет, то хлынет вновь – похоже на разорванную птицу.
И кажется, никто и никогда не сможет залечить больную рану.
И только дней упрямых череда покроет боль улыбкой первозданной,
И только улыбающийся Бог, прижав к груди разорванное сердце,
Вернет ему и радость, и любовь, и веру в то, что можно вновь согреться.
Я не ждала, и вот оно пришло – такое человеческое счастье!
Ну, где ты боль? Тебе не повезло! Я не в твоей, а только в Божьей власти.
Ну, где ты, страх, обманщик? Я нужна! Как воздух и вода необходима
Тому, в ком заживет моя душа, тому, кто назовет меня любимой…
Я точно знаю, Бог так любит нас, и так ждёт встречи за небесным кругом,
С такою жаждой, что уже сейчас хранит и обнимает нас друг другом…
(стихи Е.Несмиян)
Господь, уврачуй разбитые и израненные сердца, потому что Ты единственный, Кто знает, как это сделать!