Последние несколько лет в мире всё громче звучит популярный слоган: «Будь собой!» Каждый раз, когда я его слышу, из глубин моего сердца поднимается вопрос: «интересно, что думает тот или иной человек, когда слышит такой призыв в отношении себя?» Одновременно пытаюсь проанализировать: что бы я подумала на этот счёт, когда мне было, скажем, 20 лет, и как я реагирую на это сейчас? Ведь с тех пор моё мировоззрение кардинально поменялось. Довольно сложно дать адекватную оценку своему былому мироощущению, но в данный период жизни лозунг «Будь собой!» вызывает у меня смешанные чувства. Почему? А вот почему: чтобы быть собой, человеку прежде всего надо понять: «а кто я есть»? Если я сам(а) не отвечу себе на этот ключевой вопрос, тогда как мне воспринимать столь популярный слоган? C одной стороны, кто-то скажет: «я есть то, что я есть», – то есть, я уже и так являюсь самим собой. Так к чему же ещё меня призывают?» Ведь если кто-то слышит: «Будь смелым!», то у него возникает ощущение, что он вовсе не смелый, а «Будь умным!» наводит слушающего на мысль о том, что он глуп. Так и призыв «Будь собой!» формирует внутри нас довольно странное ощущение того, что мы то ли не являемся собой, то ли боимся быть собой, и поэтому кто-то нас к этому подталкивает. Звучит иронично, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки, а есть и доля правды.
Много лет назад, уверовав в Господа Иисуса Христа, я впервые прочла в Библии слова апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!»(Рим.7:19-24). Я подумала тогда: «Oго! Вот это да! Даже великий апостол на каком-то этапе своей жизни не мог определиться с тем, кто же он есть по существу, и не мог совладать со своими желаниями». А мы? Знаем ли мы самих себя? Кто мы есть на самом деле? «По внутреннему человеку», «закон ума», «закон греховный» – что всё это значит? Неужели мы настолько сложно устроены? Да, оказывается, что это так. Вникая в Слово Божье, начинаешь осознавать, что Бог сотворил нас непросто, а значит, только Он может помочь нам собрать тот «пазл», в котором мы увидим себя и сможем ответить на вопрос: «а кто же я есть?»
Ведь если мы не спросим об этом у Творца, то обязательно придумаем собственную «формулу» того, кто мы такие, и составим собственный кодекс правил о том, что нам можно делать, а чего нельзя. Либо же позволим кому-то другому придумать этот кодекс для нас, призывая нас соответствовать ему.
Так кто же мы есть в своей глубинной сущности? И разве нам запрещено быть самими собой, что нас к этому так активно призывают? Кто-то ответит: «для меня всё, что не запрещено, – то разрешено». Это и будет тем устав, по которому он (она) живет. Только вот мерилом этого устава является сам человек. Если, к примеру, совесть (или скорее, бессовестность) женатого мужчины позволяет ему сожительствовать с другой женщиной, которая не является его женой, то по его личному уставу это «разрешено». Иногда такие мужчины даже лгут на Бога и говорят: «Бог сотворил мужчин полигамными, а потому у меня есть право иметь ещё и другую женщину, кроме своей жены!» И действительно, по его «понятиям» он имеет на это право, ведь законодателем этих понятий является он сам. Другой, поразмыслив о запретах, ответит: «если чего-то нельзя, но очень хочется, то можно», – и при этом спокойно выпьет две бутылки пива перед тем, как сесть за руль автомобиля. А если кто-то ему сделает замечание или постарается вразумить, то он ответит: «это моя жизнь – что хочу, то и делаю, кто мне может указывать?». И действительно, запретить таковым никто не может, особенно если человек убеждён, что он «имеет право быть самим собой», а в его понимании это обозначает ни что иное, как «делать то, что я хочу, и такую мою свободу никто и никоим образом не должен ограничивать». Понятие «свобода» в наше время преподносится так, что большинством людей она толкуется как вседозволенность. Конечно, в каждой стране существует закон, который нельзя нарушать, потому что за этим последует определенная ответственность, и это частично удерживает людей от проявления всех тех скрытых и тайных желаний, которые они хотели бы осуществить, следуя призыву «быть собой». Но люди нарушают и эти законы, потому что желания (порой самые порочные, которые в священном Писании называются страстями и похотями) зачастую оказываются сильнее любых законов. Почему это происходит? Потому что каждый человек приходит в этот мир таким, каким приходит, а именно – грешным, испорченным, подверженным недобрым наклонностям, – хотя сам он так не думает и этого не замечает. Но именно об этом нам рассказывает Библия – Книга Книг, в которой говорится, что все люди согрешили, и лишены славы Божьей. Под этим разумеется, что когда-то человек был соединён со своим Творцом посредством духовной связи, и был подобен Ему в своих внутренних качествах. Он был праведен, свят, целостен и непорочен. Но потом случилась катастрофа – люди добровольно согрешили, отпали от Бога и дух их погрузился в состояние тьмы и мрака. За духом в падение повлеклась и душа, став порочной и оскверненной.
После грехопадения ни один человек ничего доброго из себя не представляет. Он как терновник, на котором растут лишь колючки. Внешне он может «припудрить» себя хорошими манерами и якобы добрыми делами, но внутри при этом всё равно останется тем, кто он есть – духовно мёртвым, падшим существом, в котором нет животворящего Духа Божьего. А без связи с Богом любой человек направляем похотями своей души и тела, которые диктуют ему свою волю. В Библии об этом говорится: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». В этих словах читатель, который честен с самим собой, найдёт ответ на вопрос: «кто я есть без Бога?» Без Бога я: прелюбодей (пусть не на деле, так в мыслях), блудник, идолопоклонник, завистник, пьяница, убийца (убиваю если не ножом, так словом), соблазнитель и тому подобное. Так что, если разобраться в этом вопросе, то вот к чему призывает нас заманчивый лозунг «Будь собой!» И даже если какой-то человек понимает остатками своей совести, что всё-таки нехорошо быть блудником, обманщиком, стяжателем, завистником, то слыша подобный призыв то тут то там, он думает: «ну я есть тот, кто есть, и другим не могу быть» – так зачем напрягаться и противиться своим наклонностям? Затушёвывая голос совести, такой человек пускается «во все тяжкие», раздувая парус, на котором крупными буквами написано: «будь собой!». И только со временем ударившись о скалы, и возможно, разбившись, он начинает потихоньку осознавать, что надул паруса не тем ветром. Если такой уцелеет в крушении, начнет разбираться, почему же так случилось, и обратится к Творцу, то тут только и узнает истинную правду о самом себе.
Человек этот поймет, что является сложным «механизмом» в руках Господа Бога. Он поймёт, что у него есть дух и душа, живущие в теле. В Библии тело также именуется плотью, то есть материальной частью человека. К душе обычно относят волю, разум, эмоции, интеллект, то есть те функции, которыми человек соприкасается с миром и взаимодействует с другими людьми. А вот дух – это та невидимая часть в нас, которая контактирует с миром духовным и способна к общению с Богом, но не только с Богом, а и с падшими духовными сущностями, именуемыми бесами. Они являются противниками Бога и человека, который был сотворен по образу и подобию Божьему. И познает человек, что он может обрести свою идентичность только тогда, когда вновь соединится духом со своим Творцом, потому что вне Его жизнь наша представляет собой нечто оторванное от реальности. Человек сам создаёт себе мирок, свою реальность, в которой устанавливает свои правила и систему ценностей. В этом ему всегда готов помочь враг Божий, который всячески пытается сделать его «самим собой», но без Бога, ведь он прекрасно знает, что место Бога в таком случае сможет занять он сам. Зачем? Чтобы и дальше утвердить человека в его «самости», и через это ещё больше настроить против Творца. Очень часто ему это удается. После грехопадения связь человека с Богом прервалась, он как бы потерял дорогу к своему источнику. Все его внутренние свойства исказились. Ориентиры поменялись, ценности Божьи потеряли значение. И хотя орган общения с Богом – совесть – в человеке осталась, но она не в силах удержать его от падений, потому что этот орган также осквернен грехом, и человек заглушает его своим безбожным образом жизни. Были периоды в истории человечества, когда нравственность в том или ином обществе стояла на высоком уровне. Хотя нравственность и духовность это не одно и то же, но это спасало людей от полного разложения. Были периоды, когда совесть также котировалась очень высоко. Если кто-то слышал в свой адрес «бессовестный», то это обличало, поскольку подразумевало, что такой человек «катится по наклонной», и его поведение порицалось в обществе. В наши же дни попирается даже нравственность, не говоря уже о духовности. Девушка может спокойно идти по улице в короткой юбке и футболке, под которой нет бюстгальтера, и не испытывать при этом стыда. Она считает, что живет в 21 веке, когда все раскрепощены, «cвободны», и такой внешний вид уже не считается чем-то зазорным. Люди стали эгоцентриками, каждый отстаивает свои права. Уступить другому в споре, не мстить за себя, ответить добром на зло считается признаком слабости. Одни кичатся перед другим тем, что кого-то «развели» на деньги, у кого-то «отжали» бизнес. Сотрудники компании могут рисовать разные обманные «схемы» за спиной у руководителя, и осмеивать его в том, что он этого даже не замечает. Видимо, это сейчас входит в понятие «быть самим собой».
Если человеку позволить быть самим собой, каким он является без Бога, то мир окажется в пучине хаоса, из которого невозможно будет выбраться. Именно в такой хаос и скатывается современная цивилизация, несмотря на высокое развитие технологий и высокий уровень знаний. Только хаос этот называется «свободой», когда человек может изменить свой пол, может с кем угодно сожительствовать, считая что жизнь принадлежит ему, может громким голосом разговаривать и ругаться в общественном месте, не уступать в вагоне место беременным женщинам и пожилым людям, – в общем, делать со своей жизнью то, что захочет. Вот, собственно, что является изнанкой слогана «будь собой». Иными словами, – «будь умным животным, которое направляемо и руководимо лишь своими инстинктами». Но если бы на этом всё заканчивалось. В своём эгоизме человек способен опускаться всё ниже. К тому же, являясь существом духовным, хотя и падшим, человек так или иначе зависит от мира духовного. Если он не тянется к Богу и не соединяется с духом Божьим, то рано или поздно он потянется вниз, и соединится с духами бесовскими. Человек только думает, что принадлежит самому себе, но в реальности это не так, – он просто обманут. Когда в этом мире его призывают быть самим собой, то тем самым подчас призывают прийти в состояние абсолютно плотское, стать эдаким «скотиком», у которого совесть заглушена и чрезмерно раздуто «эго», то есть ощущение собственной значимости. Зачем людей подталкивают именно к этому? Ответ: потому что это самый лучший трамплин, с которого человек опускается всё ниже по «духовной лестнице» и соединяется с бесами. Господь дал человеку шанс стать богоподобным, но дьявол предлагает ему стать бесоподобным. Путь к Богу сложен — он ведёт через крест и смерть для своих страстей и похотей. Этот путь кажется людям мира безумием. «Я есть то, что я есть! Я таким родился! Как я могу измениться?» – возмущаются современные люди. Если такие вопросы задаются не в духе кротости, а в духе надмения, то Господь не сможет достичь этого человека, потому что тем самым тот предъявляет претензии на свою жизнь и заявляет что «я сам себе хозяин». Хотя убедительно каждый день жизни удостоверяет такового в том, что он постоянно согрешает. В наш век толерантности и гуманизма уже ведётся борьба даже за то, чтобы доказать, что якобы у человека нет воли. Глубинно изучаются законы падшей души и предпринимаются попытки оправдать любые её наклонности, даже самые отвратительные. Вот почему многие люди, потерявшиеся в дебрях собственной «psyche», обзаводятся личными психологами и вместе с ними «наматывают» безконечные круги в лабиринтах замкнутого пространства своей личности. Перемещаясь из одного отсека в другой, они часто всё же не находят ответов на свои вопросы без Божьей помощи, и остаётся лишь одно – пытаться оправдать в себе что угодно: «ведь я есть то, что я есть!» И уже доходит до того, что в некоторых «цивилизованных» странах звучат призывы узаконить педофилию, утверждая, что если человек чувствует влечение к детям, то как же он может с собою совладать?
На человечество накидывается тонкая сеть из ложных философий вперемежку с различными сомнительными теориями из области психологии. Их авторы и вдохновители всячески «выгораживают» о обеляют грешную душу таким образом, чтобы она не вздумала даже принимать мысли о том, что с ней что-то не так, и что она больна. Не проще ли узаконить её беззакония? Конечно, падшему человеку это нравится. Ведь если раньше он скрывал свои пороки, его стыдили, могли посадить в тюрьму, из партии могли исключить даже за развод с женой/мужем, так что человек должен был напрягаться, искать решение и делать выбор, то теперь «вожжи отпущены», что называется. Теперь пришла «свобода», когда свои тёмные наклонности можно обнаружить перед всеми, а если кто-то не согласен, то это их проблемы. И не знают такие люди, что лозунги «будь собой!» изобретаются лишь с целью «разнуздать человека», но только лишь для того, чтобы потом его «взнуздать». Концом такой мнимой свободы непременно станет тотальное рабство. Ведь если человек не осознал своей идентичности с Творцом, и не вернулся к Нему через покаяние, отречение от греха, и оставление прежней негодной жизни, то он остаётся всего лишь игрушкой в чьих-то руках, и его можно «расчленять» как угодно, насаждая всё новое видение и понимание того, кем он есть.
В настоящее время люди охотно аплодируют лозунгам «будь собой», и это можно понять. Человек по своей природе свободолюбив и не терпит запретов. Каждый заперт кажется ему бременем неудобоносимым, и отчасти это так. Разнузданная плоть не хочет, чтобы ее оседлали, и повели в нужном направлении. Она любит широкие пути, не осознавая, что к жизни и благоденствию ведёт только узкий путь. «Ведут из рая тысячи дорог, а в рай – тропинка узкая, и та терновником колючим заросла,» – эту фразу я прочитала вскоре после своего покаяния, и подумала: «как же верно сказано!» Терновник находится внутри нас самих, растёт на поле нашего сердца. Люди просто не понимают, что Творец не столько ставит нам запреты, сколько ограждает наши души от гибели. Обманутые ложью, они упорно идут к мнимой свободе и к заветному призыву стать, наконец-то, «самими собой». Только невдомёк этим душам, что невозможно им стать «самими собой» без Божьей помощи и Его возрождающей силы. Он является Богом всякой плоти и Отцом духов, который поддерживает дыхание жизни во всех сотворённых существах. Только соединившись с Ним, мы можем понять, кто мы есть на самом деле, и тогда нас не нужно будет призывать «быть собой», – мы и без того будем знать, кто мы есть – дети Божьи, – и тогда не только по названию, но и по свойствам мы добровольно будем стремиться всё более отождествляться с нашим Отцом, потому что в этом обретём радость и смысл жизни.
В настоящее время только благодать Божья хранит этот мир от полного растления и разрушения. Именно Бог по Своей милости всё ещё держит людей «на плаву», чтобы они не разнуздались окончательно. Именно Бог долготерпит людей в ожидании, что они придут к покаянию и к познанию истины, в том числе и истины о том, кем они являются по факту творения.
Нас, людей сотворил Бог, и каждый призван поклоняться Творцу, искать Его всем своим сердцем и всем разумением своим. Лишь тогда мы найдем себя настоящих, когда переживём личную встречу с Ним.
А если люди не будут искать Творца, то душа их истребится. Их будут водить за нос всевозможными лозунгами, которые играют на их собственном невежестве и нежелании понять, наконец, глубинную природу своей богозданной сущности. Кто-то сказал, что после пришествия Христа на землю этот мир обратился от тьмы к свету, а в конце времен снова вернется из света во тьму. Это и происходит на наших глазах – мир сей скатывается во тьму, потому что всё более и более удаляется от Света. Но Господь всё ещё здесь. Духом Святым Он всё ещё призывает каждого человека: «остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим». Да помилует Он и да вразумит каждого, пока ещё не померк свет, пока тьма не окутала землю, и пока спасительная благодать всё ещё с нами.