В последнее время доводится общаться с людьми, которые по той или иной причине потерпели крушение в своей жизни: кто-то в семейной, кто-то в материальной, кто-то со здоровьем, – и зачастую в контексте их размышлений, близких к возмущениям, звучит немой вопрос: ну почему это произошло именно со мной? я же хороший человек, правильно жил, все делал как надо… почему такой тупик?
И когда Господь вдохновляет в простоте сердца делиться некоторыми отрывками из Евангелия, то для кого-то они звучат неудобоваримо. В глазах людей читаешь: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:60). Ивдруг понимаешь, что князь мира сего уже изрядно потрудился, чтобы плотно «укатать и забетонировать» сердце этого человека, чтобы оно не отреагировало на семя Жизни, которое хочет дать ему Бог. Кто-то с радостью принимает Слово Божье, и поспешно соглашается с ним, но при первых же трудностях вместо того, чтобы черпать из «живого источника» возвращается к «разбитым водоемам» собственных понятий. А иные, в чьё сердце Господь по Своей милости проливает свет и дает видеть тернии греха, ужасаются предстоящей борьбе со своим «Я», которое противостоит познанию истины, и в страхе отступают. Они местами веруют в Слово Божье, но по прошествии времени отпадают, либо же подавляются страхом, разочарованием, неверием, так что не приносят плода.
Нам, «хорошим людям», бывает очень тяжело осознать и принять тот факт, что раковую опухоль под названием «грех» невозможно вылечить цитрамоном, точно так же, как невозможно исцелить гангрену примочкой из лекарственных трав. Мало кто готов смириться под крепкую руку Божью и лечь под скальпель того единственного Врача, который может вырвать из нас корень «хорошести», а вместо него насадить семя Жизни. Да, принять истину о себе и о Боге –это своего рода операция, которая сопряжена с болью, но без нее нет и не может быть исцеления, а лишь его видимость. Но хорошая новость заключается в том, что наш Врач весьма милосерд и человеколюбив; хотя Он и «причиняет раны, но Сам обвязывает их; хотя и поражает, но Его же руки врачуют. Давид однажды сказал: «Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его, только бы в руки человеческие не впасть мне» (2 Цар.24:14,15).
Кто-то из святых прошлого очень точно сказал: «Cвоё «Я», как бы оно ни было хорошо и украшено добром, – что оно может дать? Ни света, ни жизни. В нём есть сила — страшная, воюющая против всех заповедей Божиих, против ближних, против Самого Бога, сила, убивающая саму душу, лишающая её добра, жизни, Бога…»
В одной из книг, через которую Господь даровал мне покаяние много лет тому назад, автор пишет: «Со времени преступления прародителя нашего мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном самопрельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта однако ж духовная немощь наша, весьма трудно при этом замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противна Богу, как первое исчадие нашей самости и самолюбия, и источник, корень и причина всех страстей, и всех наших падений и непотребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, через которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия…» (Никодим Святогорец, книга «Невидимая брань»).
И действительно, что есть почва нашего сердца без благодати Божией? Может ли на этой почве заколоситься пшеница, которая душу напитает хлебом? Нет, но сказано: «терния и волчцы произрастит она тебе».. (Быт.3:18). Вот мы, «хорошие люди», и «питаемся этою травою полевою во все дни жизни нашей» (Быт.3:18), ведь земля-то проклята по причине греха. Иную почву Господь и желал бы изменить, но по жестокосердию нашему, по не раскаянности сердца, по духовной глухоте, слепоте и беспечности мы часто не узнаём времени своего посещения, и потому «оставляется нам дом наш пуст» (Луки 13:35).
Человеколюбивый Господь пришел не для того, чтобы губить души человеческие, а для того, чтобы их спасать (Лк.9:56). Но Он не может спасти «хороших людей», а только измученных и сокрушенных сердцем, стонущих под бременем своего греха и взывающих к Нему о помощи. Потому-то Он и простирает к нам руки Свои, когда мы находимся в горниле страданий; «иных страхом спасает, исторгая из огня» (Иуды 1:23), а к кому-то обращается «в веянии тихого ветра» (3 Цар.19:12), – и все это для того, чтобы мы наконец уразумели, что есть только один источник живой воды, после которой перестаешь жаждать, и есть только один вид хлеба, после которого перестаешь алкать. «Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать НИКОГДА» (Ин.6:35).
А до этого… даже если ты очень хороший человек – все равно «в поте лица будешь есть хлеб твой» – до тех пор, пока сердце твое не сделается способным принимать и впитывать тот хлеб, который сходит с Небес.
Да откроет Господь уши наши духовные, чтобы услышать Его во время благоприятное! Аминь.