Как-то у нас гостили знакомые, и в разговоре я узнала, что один из них, крепкий парень средних лет, пережил серьезную операцию на сердце, в результате чего ему заменили два клапана. Когда я поинтересовалась, какая проблема со здоровьем могла вызвать такую сложную операцию в его возрасте, то оказалось, что до этого он получил несколько глубоких ожогов, в результате чего начался сепсис, а это оказало влияние и на внутренние органы. Я ужаснулась, потому что сама несколько раз обжигалась, и знаю, какая это жуткая боль. Поэтому  спросила, что же он делал в таком шоковом состоянии, пока не приехала скорая, на что его жена ответила, что боли он не чувствовал… Я не сразу в это поверила, но когда  просмотрела информацию об ожогах, то узнала, что чем более глубокими они являются – тем меньше болят, и это очень плохой симптом, который свидетельствует о том, что у пострадавшего повреждены нервные окончания. 

Я никогда не знала об этом, и  представляя себе эту ужасную ситуацию, неожиданно вспомнила стих из Священного Писания, в котором говорится о людях, «сожженных в совести своей» (1 Тим.4:2). Там идет речь об обольстителях и лжесловесниках, но меня заинтересовало само понятие –»сожженная совесть», и я задумалась об этом выражении в целом.

Одно из значений слова «совесть», которое предлагает толковый словарь Даля, такое: это «внутреннее сознание добра и зла». Господь вложил совесть в дух каждого человека, и независимо от того, верит человек в Бога или нет, он вынужден так или иначе реагировать на тихий голос совести – этого «духовного органа», данного нам Творцом. В Рим.2:14,15 написано: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует СОВЕСТЬ их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Внутрь каждого человека Господь поместил своего рода светильник – совесть, который может его судить (1 Кор.10:29), обличать (Ин.8:9) и о чем-либо свидетельствовать (Рим.2:15). Это «светофор» на жизненном пути даже тех, кто не знают Господа, но посредством совести интуитивно способны различать добро и зло. Этим человек отличается от животных. Он также способен постигать божественное. Об этом  в Писании сказано: «…Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». Господь, если можно так выразиться, даровал всем человекам предощущение того, что Он есть, что Он Бог, что Он Творец, и что Он реален… 

Cовесть может быть чистой (2 Тим.1:3) или оскверненной (Тит.1:15), порочной (Евр.10:22) или непорочной (Деяния 24:16), доброй (1 Пет.3:16), немощной (1 Кор.8:7) и, как оказывается, cожженной (1 Тим.4:2). Порочная и оскверненная совесть может быть очищена. Каким образом? Через покаяние во грехах и обращение к Господу. Но что такое сожженная совесть? Раньше я об этом иногда не задумывалась, и только после примера с этим нашим знакомым поняла, что сожженная совесть – это совесть, которая стала нечувствительной, мертвой… Это значит, что человек сделал что-то, что поразило этот духовный орган окончательно. Это как обмороженные пальцы – пока они болят, еще не все потеряно; но как только они болеть перестали и человек их уже не чувствует – это значит, что он в беде, ведь при сильном обморожении клетки могут отмереть, и тогда грозит ампутация. 

Когда регулятор добра и зла «отморожен», человек уже не может поступать по правде, потому что сердце его становится помраченным, а разум начинает мыслить превратно. А в Священном Писании сказано, что во всяком народе Господу приятен тот, кто поступает по правде (Деяния 10:35). Часто Он выходит навстречу именно таким людям. Почему Господь посетил язычника Корнилия (этот случай описан в книге Деяния Апостолов в Новом Завете) и всю его семью? Потому что это был человек с доброй совестью, «благочестивый и боявшийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Он не угасил того естественного света, который дарован каждому из нас от рождения, и Господь даровал ему покаяние в жизнь. 

Священное Писание неоднократно призывает нас иметь добрую и непорочную совесть перед Богом и людьми, чтобы не потерпеть кораблекрушения в вере: «…имея веру и ДОБРУЮ СОВЕСТЬ, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим.1:19). Следовательно, если мы не будем хранить совесть доброй и неоскверненной, то можем потерпеть кораблекрушение в вере, согласно словам апостола Павла. «Имейте ДОБРУЮ совесть» (1 Петра 3:16); «Поэтому и сам подвизаюсь всегда иметь НЕПОРОЧНУЮ совесть пред Богом и людьми» (Деяния 24:16). 

Вместе с Духом Святым, совесть может свидетельствовать нам о том, говорим мы истину или ложь: «Истину говорю во Христе, не лгу, СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ мне СОВЕСТЬ моя в Духе Святом» (Рим.9:1). Если человек действительно получает Духа Святого, то Он обязательно очищает и освящает совесть, которая была порочной и оскверненной до покаяния. 

Как видим, если рассмотреть понятие «совесть» в свете Библии, то есть о чем задуматься. Пусть Господь сохранит всех Своих детей от оскверненной, порочной, и тем более, сожженной совести.

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем сразу,

Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!

(Эдуард Асадов «Именем совести»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *