«..ибо, если Я не пойду, Утешитель не придѐт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин.16:7,8)
Прочла как-то в Интернете размышления одного христианина о духовном и подумала о том, что неразборчивость в понимании иностранных слов может привести человека (или людей) к ложным выводам. Мысль автора звучит так: «Мало кто задумывается над тем, что Дух Святой – Утешитель. А по-английски, Comforter. Комфортер. У нас ведь считается, что когда комфортно – это стыдно. Тянуться и искать комфорта – просто позорно. А тут вон оно как. Дух Святой делает тебе комфортно. Создает тебе комфорт. Окружает тебя комфортом. Он вообще источник и посылатель комфорта. Для комфорта мы просим Его прийти и вселиться в нас. Для комфорта – очистить нас от всякой нечистоты. И последнее прошение, о Спасении, – оно тоже должно как-то сочетаться с комфортом. Потому что Дух Святой – Он Комфортер, и никак иначе». Ну, что на это можно сказать? Звучит складно. На первый взгляд. Но если углубиться, то можно различить не просто подвох, но искажение понимания о Духе Святом. И правда, слово «комфорт» стало одним из модных слоганов (девизов) современного мира. Люди ищут комфорта, стремятся к нему, всячески пытаются окружить себя им в надежде, что вот-вот придет долгожданная гармония и мир сердечный. Но проблема в том, что как бы человек ни окружал себя комфортом и всяческими удобствами, он не в состоянии изменить свое внутреннее состояние через внешние вещи. В любую обстановку человек приносит сам себя. Если в сердце и в душе война, тревога и противоречия, то ни новый дом, ни модная одежда, ни шикарная мебель или машина этого не изменят. Комфорт, в его современном понимании, часто лишь расслабляет и разнеживает плоть, а то и надмевает ее. Таким образом, человек погружается во всѐ большую иллюзию ложного мира и искусственной стабильности. И вот этот кажущийся комфорт плоти может быть нарушен Кем-то. Иногда даже создается впечатление, что люди окружают себя внешним комфортом из подсознательного страха пережить встречу с настоящим «Комфортером». Именно с Тем, Кто развеет ложь и иллюзии, и покажет человеку истину: о себе самом, о мире, о вечности, о Боге… Во вселенной есть только одна Личность, которая может открыть наши духовные глаза на реальность. Эта Личность – Дух Святой, или Дух Божий. В Новом Завете Он назван Духом-Утешителем. Действительно, на английском языке слово «Утешитель» звучит как «Comforter» (что очень похоже на слово «комфорт» в его привычном значении: «удобство, приятность»). Однако, следует знать, что изначальное значение слова «comfort» — это «поддержка, укрепление». Так вот, пришествие Духа Святого никому комфорта не сулит (в широко понимаемом смысле этого слова). Как раз наоборот. Дух Святой приходит для того, чтобы обличить человека «о грехе, о правде и о суде» (Ин.16:8). Люди часто бегут от этого обличения. Они его боятся. Они не хотят света Божьего, ибо мало кто желает видеть тьму своей души во свете Божьем, соглашаясь таким образом с Его судом над самим собою. Но почему же тогда Дух Святой назван Утешителем? Ведь сам Иисус Христос сказал своим ученикам: «ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Ин.16:7). Разве Господь ошибся, дав Духу Святому такую характеристику? Конечно же, нет. Ведь Он знал, что оставшись без своего Учителя, Его ученики, прежде всего, будут нуждаться в утешении. Точно так же они будут нуждаться в Божьем водительстве, поддержке и укреплении, в Его совете, откровениях, премудрости, и верном взгляде «на всякую истину» (Ин.16:13). Иисус Христос не готовил Своих учеников к комфортной жизни. Он готовил их к тому, чтобы стать Ему свидетелями (в переводе с греческого – «мучениками»). Они получили Духа Святого, который впоследствии давал им силу преодолевать скорби и немощи, а также поддерживал и укреплял в гонениях и преследованиях со стороны безбожного мира. Ни о какой комфортной жизни речь тогда не шла. И Господь предупредил учеников об этом, сказав прямо: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Кем же является Дух Святой для людей мира? Тем, кто может принести комфорт? Нет. Для них Он является тем, кто может принести Благую весть о спасении через истинное покаяние и обращение. Эта евангельская весть проповедовалась веками во всех народах: «..покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деяния 3:19). Истинный Утешитель разрушает иллюзии и ложное представление человека о самом себе, указывая ему на грех, который разделяет его с Богом. Дух Святой является Утешителем лишь для тех, кто принимает правду Божию. Он Утешает тем, что дарует поддержку и ободрение после того, как осознав свою духовную нищету, мы падаем ниц перед Богом. Когда мы в трепете и ужасе восклицаем, подобно апостолу Павлу: «Кто Ты, Господи? Что повелишь мне делать?» Комфортер утешает только тогда, когда мы принесем в свет свои грехи, оплачем свое противление истине, и станем на узкий путь спасения и повиновения воле Божьей. Вот тогда Он и утешает, и укрепляет, и советует, и ходатайствует за нас перед Богом. А грешника Он обличает, поражает и умерщвляет (речь идет не о самом человеке, а о его падшей Адамовой природе). Как раз для плоти Дух Святой создает дискомфорт. И только когда мы снимаем «розовые очки», принимаем Его обличения и исправляемся, то мало-помалу начинаем ощущать мир сердечный, то есть утешение. Но это не комфорт. Это шалом – тот мир Божий, который уже ничем невозможно поколебать, потому что он является результатом и свидетельством того, что человек действительно утешен».