Недавно прочла размышления одного христианина. Они звучали так: «А все-таки: неужели нужно всех прощать? Всегда ли, во всех ли обстоятельствах? Многие считают, что так. Но давайте обратимся к первоисточнику христианства, к Евангелию. Что говорит о прощении Иисус Христос? «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лук. 17:3-4). Семь раз – это много, тем более что в другой раз Господь сказал: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:22), то есть до бесконечности. Но ведь речь идет не о безусловном прощении. Господь велит прощать, если согрешивший против нас покается, если «семь раз в день обратится, и скажет: каюсь…».
Я задумалась о прочитанном, потому что было время, когда подобные мысли терзали и моё сердце. В духе я задавала Господу вопросы на эту непростую для многих верующих тему.
О прощении в Священном Писании говорится в нескольких местах. Вот одно из них: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:25,26).
«И когда стоите на молитве…» По сути, дух возрождённого человека всегда предстоит пред Господом. Духовный обмен между Богом и Его дитем, то есть своего рода молитвенное общение, происходит между ними непрерывно, и для этого не всегда обязательно становиться на колени. Это как воздух, которым мы дышим, легко и естественно, не замечая его присутствия. А на дыхание обращаем ли внимание? Разве только тогда, когда по каким-то причинам оно затрудняется. Так и наши «духовные легкие» дышат свободно до тех пор, пока в них не появляется что-то инородное. Упорное не прощение — это и есть один из духовных «тромбов», который может стать препятствием на пути нашего общения с Отцом. Да, хочется конечно, дождаться покаяния (или хотя бы извинения) со стороны обидевшего нас человека. Но пока мыбудем этого ждать (а ведь можем и не дождаться!), нам будет тяжело дышатьдуховно. Не лучше ли освободиться от всего инородного и запинающегонаше свободное общение с Господом, по Его слову: «прощайте и прощены будете»?
Легко сказать, да нелегко сделать – возразят многие.
И тем тяжелее кажется задача, когда обнаруживаешь в Мф.18:35 еще одну интересная деталь: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Здесь пишется, что прощать надо еще и «от СЕРДЦА», а не просто от разума или уст. То есть не формально, а искренне. Вот это задачка. Явно не из легких.
А если не получается простить? Ведь некоторые слова и поступки оставляют глубочайшие раны в нашем сердце, и кажется, их невозможно заживить. Но ведь Господь тоже это знает, и тем не менее, говорит нам прощать «от сердца» – то есть полностью, не припоминая должникам их долга. Значит, Он знает, что мы на это способны. Конечно, при условии, если имеем от Его Духа.
Никого из нас Господь не принуждает к прощению. Однако, Христос говорит: «Кто ХОЧЕТ идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Он предлагает нам последовать Его примеру, давая на это силы. «Отвергнуться себя» обозначает отвергнуть свое ветхое «я», и духовное поставить выше душевного. По сути, душа должна умереть в Адаме, чтобы ожить во Христе. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Потерять душу свою ради Христа и Евангелия обозначает отвергать душевное и плотское и поступать по Слову и Духу Божьему в каждой конкретной ситуации своей жизни. По сути, это выбор, который мы делаем ежедневно, и выбор подчас очень болезненный. Однако, нет иного пути стать новым творением во Христе. Неудивительно, что слушая это, многие, кто следовал за Христом (видя чудеса и знамения), стали от Него отходить, когда Он озвучил радикальное условие, без которого невозможно стать Его учеником. Умирать для своего «я» не хочет никто, но без этого невозможно облечься во Христа. Не отвергнув себя, невозможно научиться прощать обидчиков, не мстить за себя, не воздавать злом за зло… не говоря уже о том, чтобы любить врагов, и благотворить тем, кто нас ненавидит.
Однако, следует также понимать, что простить кого-то не всегда обозначает промолчать или пустить все на самотек. Иногда такое отношение лишь поощряет других злоупотреблять нашей готовностью прощать – молча и безропотно. Да, Господь призывает нас быть терпеливыми. Но Он не призывает нас быть «терпилами» (есть такое слово в миру, и оно обозначает, что человек безропотно сносит все обиды, накапливая их в себе, и таким образом саморазрушаясь. За таким молчаливым терпением часто скрывается человекоугодие, страх перед людьми и нежелание смотреть правде в глаза). Простить обозначает сказать обидчику истину в любви, не воздавая ему при этом злом за зло, ругательством за ругательство, и не мстить за себя, предавая такового в руки Господа и молясь о нем. Иначе,невидимые нити обиды как бы “пришьют” нас к обидчику, и по этим невидимым нитям медленно, но верно, произойдет утечка духовной силы из нашего сосуда.
Недавно я подвязывала огурцы в теплице. Через неделю после подвязки на стеблях появились «усики», и я с удивлением обнаружила, что некоторые молодые побеги стали цепляться этими усиками за своих «соседей» по грядке. Так, рост огурцов вверх прекратился, и начался их рост в сторону. Связанные этими «нитями», огурцы стали переплетаться и «душить» друг друга. Пришлось взять ножницы, обрезать усики, и снова закрепить каждый стебель на вертикально натянутую нить, по которой они смогли бы тянуться вверх. Не так ли происходит и с нами, когда мы дожидаемся от других покаяния, вынашивая в своем сердце обиду? Наш духовный рост прекращается, потому что наши мысли снова и снова возвращаются к тем, кто нанес нам удар. Видя это, Садовник наших душ иногда производит невидимую операцию, чтобы снова направить наши взоры к Небесам.
В Мк. 11:25-26 речь идет не только о том, чтобы прощать брата/сестру по вере, но и любого человека, против которого мы имеем что-то. О покаянии с их стороны здесь не говорится. Пишется лишь о нашей части. Также в молитве «Отче наш» мы просим Бога прощать наc той мерой, которой мы прощаем других (и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим). Обычно мы каемся перед Господом за те грехи, которые осознаём, но есть много неосознанного нами, что в Его глазах также является согрешением, но мы не видим этого. Следовательно, надо cнисходить к несовершенствам других людей, к их упрямству, своеволию, эгоизму –проявлениям, свойственным необрезанному сердцу, и cтараться прощать их, как и Христос простил нас. Ведь в сердце своём мы имеем свет, который побеждает всякую тьму. Верю, что мы будем прощены Господом в той мере, в которой прощаем других. .
Прощение, озвученное лишь устами – это формальное прощение. Прощение, исходящее из сердца – это истинное прощение, которое приносит свободу нам самим, прежде всего. Приносит ли онo свободу нашему обидчику? Да, –но только в том случае, если он измучен чувством вины и жаждет прощения. Если же он упорствует в своем ожесточении, то будет мучим в темнице своей души, – «ибо скорбь и теснота всякому человеку, делающему злое». Есть люди, которые прощения никогда не просят и не попросят. В своем ожесточении они всегда «правы» – но лишь в собственных глазах. Ну что же? С такими можно просто прервать отношения, если все иные методы уже испытаны (хотя, это не всегда возможно, и Господь иногда допускает нам терпеть многое, по одному Ему ведомым причинам). Но необходимо прощать и жестоковыйных людей, отрывая их таким образом от своего сердца. Если подумать, то даже неверующие люди часто прощают тех, кто просит у них прощения. Но в том и заключается духовная сила христиан (если она есть), чтобы прощать человека даже в том случае, когда он не просит извинения(не говоря уже о покаянии).
Я знаю жён, которые десятки лет живут с мужьями-тиранами, и ни разу не услышали из их уст двух простых слов: «прости меня». И эти жены не ожесточились. Иногда слышу от христиан такое: «И если нет с его (ее) стороны никакого раскаяния, никакого желания измениться, и, тем более, если он(она) продолжает делать снова и снова то, за что мы тщетно пытаемся их простить, то есть ли необходимость прощать?» Здесь всегда возникает вопрос: Господь говорит, что поступая по любви с нашими обидчиком и врагом, мы «собираем на его голову горящие уголья» (то есть даем место Господу воздействовать на сердце такого человека, и даже привести его к покаянию). Но это может произойти лишь в том случае, если мы сами прощаем своих обидчиков от сердца и не ждем от них повинной. Да, прощать иногда очень тяжело. Ведь способность прощать и не вынашивать в сердце горечь — это не дар Духа Святого, который мы получаем одномоментно, и легко раздаем его направо и налево. Это свойство характера, которое обретается после многократных побед над своей ветхой природой. Способность прощать — это также не плод Духа Святого. Плоды Духа Святого — это любовь-агапэ и милосердие. Практикуя эти качества в своей жизни, мы приобретаем способность прощать. Но даже плоды Духа Святого не сразу становятся плодами в нас. Мы получаем их как семя, которое надо взрастить в себе с Божьей помощью. Милосердное отношение к другим приходит лишь от глубочайшего осознания Божьей милости, проявленной к нам в Сыне. И это делает нас способными миловать других. Почему способность прощать дается нам так тяжело? Потому что наше «я» очень живуче. Кажется, что категорическое повеление Господа прощать других звучит жестко, и даже жестоко из Его уст. Но если бы Христос не заплатил такую высокую и ужасную цену за наше спасение (в которое входит и прощение наших грехов), то у нас были бы шансы на оправдание, а так –нет, мы просто не имеем их.
Так что, по моему мнению, прощать нужно в любом случае – независимо от того, кается человек или нет. Ведь без этого наш «духовный полёт» прервется. Мы не то, что взлететь, а даже подпрыгнуть не сможем, держа камень обиды за пазухой. Да благословит нас Господь легким, прощающим сердцем, и да сподвигнет наших обидчиков на скорое покаяние!