«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4)..
Эти простые слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа знакомы не только христианам, но и многим неверующим людям. И если концентрироваться лишь на первой части Его провозглашения, то можно прийти к выводу, что каждый человек, который по какой-то причине плачет, является в высшей степени счастливым. Ведь «блажен» на английском языке звучит как «blessed», что значит «благословенный, блаженный, богоспасаемый». На заре своей новой жизни с Господом я считала блаженными всех тех, кто по той или иной причине проливал слезы. «Интересно, — думала я. Обозначает ли это, что Бог благоволит ко всем плачущим? Либо радуется о них? И обо мне тоже? Тогда почему я не всегда утешена? — один вопрос сменялся другим. Ведь Он Сам дал это обещание плачущим». Но так или иначе, сказанное Христом служило для меня своего рода спасательным кругом, который не позволял утонуть в море печали. И прошло много лет, прежде чем я поняла, что Бог всегда остается верен Своему Слову. Просто зачастую мы не можем понять его как должно, особенно в период духовного младенчества.
Но слава Богу, что однажды родившись, мы не можем не расти. А вырастая из духовных пеленок, переосмысливаем многое, что раньше казалось истиной. Много раз видя плачущих людей, я, как и в своей ситуации, не всегда становилась свидетелем, что они обретали утешение в скорби. Размышляя о состоянии уныния и душевной подавленности, понимала, что причины их могут быть самыми разными. Жалость к себе, крушение надежд, разочарование в людях, неспособность справиться с внутренним кризисом и многое другое. И если все эти состояния конвертировать в слезы, то можно ли будет назвать таких плачущих «блаженными»? Кто мог дать мне ответ на этот вопрос? В своем воображении я пыталась моделировать разные варианты житейских историй. Найдется ли среди их героев претендент на столь высокую номинацию — «блаженный»?
Вот пример. Упала девочка, и разодрала об асфальт коленку. Сняв ролики, бежит к маме, заливаясь слезами. «Ну, что ты так расстроилась? Конечно, больно, — понимаю. Но не беда, до свадьбы заживет». Несколько ласковых материнских слов — и от слез не остается следа. Девчушка одевает на коленки «защиту», и, невзирая на боль, снова мчится в компанию подруг. В какой-то степени она получила утешение и теперь счастлива. Но — не блаженна. Ведь счастье — это категория земного измерения, а блаженство — Небесного. Здесь надо брать повыше.
Муж с женой заходят в крупный торговый центр. Пообещав любимой хороший шоппинг после удачной бизнес-сделки, муж оставляет ее в пассаже женской одежды. А сам уходит изучать новую модель смартфона в ближайший отдел современных гаджетов. Вернувшись через час, находит жену в подавленном настроении. Вынося из примерочной очередное платье, которое оказалось то ли слишком обтягивающим, то ли недостаточно современным, она недовольно смотрит в сторону мужа. «Все понятно, — думает он. Вечер испорчен». И правда, по дороге домой любимая в сердцах прослезилась о неудачной покупке. Блаженны ли ее слезы? Не похоже на то. Ведь плачет она по пустячной причине, которая слез вовсе не стоит. И такая печаль делает человека раздражительным и неприветливым. В Евангелии упоминается вид печали, которая называется мирской печалью. Это когда у человека портится настроение из-за того, что его прихоти или эгоистические желания не получили сиюминутного удовлетворения. Такие люди точно не блаженны, а как раз наоборот — несчастны. И если эмоциональный тумблер они не переключат на что-то иное, то несчастье их может растянуться на многие часы, а то и дни. Но свежие впечатления также вскоре наскучат, и потребуются новые наполнители, а разочарование будет постигать их каждый раз, когда что-то пойдет не так.
А является ли блаженным человек, оплакивающий утраченное здоровье, которое было подорвано по причине необузданной, безпорядочной жизни в омуте греха? К примеру, если он злоупотреблял спиртным, выкуривал по три пачки сигарет за день, не следил за питанием, пренебрегал тревожными сигналами в организме? Кажется логичным, что люди, спящие духовно, должны задумываться хотя бы о физическом здоровье. Но даже это они зачастую игнорируют, будучи ослеплены в своем разуме. И к примеру, такой человек попадает на операционный стол в результате острого панкреатита. Обнаруживается повреждение в его внутренних органах, ставшее результатом небрежного отношения к себе. Впоследствии несчастный испытывает мучения, которые могут продлиться всю жизнь, так что он вынужден будет проливать слезы. Блажен ли он будет в таком своем состоянии? Ответ однозначный — нет. Почему? Потому что он пожал то, что посеял. И произошло это вследствие непреложного духовного закона, записанного в Евангелии: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). Кто же утешит этого беднягу? Ведь по своей вине он потерял то, что получил от Господа даром, и что должен был употребить во славу Ему и на благо своей семье (если таковая имелась). Так что, увы, он вовсе не блажен в своей печали.
Блажен ли бухгалтер, который обворовал своего шефа по-крупному, и теперь оказался на скамье подсудимых? Ведь он тоже плачет, потому что вскрылись его преступные действия, и теперь он должен отвечать по закону. Утешит ли его Господь? Возможно. Но не сразу, а лишь в случае, если вор осознает глубину своего падения и вернет то, что украл. Ведь за всяким преступлением рано или поздно следует должное воздаяние. Пойдет ли оно на пользу этой душе? Это большой вопрос. Но пока что ее слезы — это свидетельство расплаты за содеянное, но никак не признак счастья.
«Но ведь бывают и слезы радости, — возразит кто-то. Зачем говорить только о грустном?» Хорошо. Вот студентка, закончившая университет с красным дипломом. Ощущая прилив эмоций, она со слезами радости бежит домой, чтобы поделиться успехами с родными и близкими. Да, в этот миг она счастлива — но блаженна ли? И в этой ситуации данное слово звучит неуместно. Ведь счастье мимолетно, а блаженство вечно. Пройдет немного времени, эмоции улягутся, а девушка столкнется с новыми жизненными вызовами, которые еще неизвестно, что ей сулят.
Так кто же эти плачущие, о которых Господь говорит, что они блаженны в своей печали? И почему именно они будут утешены? А если будут утешены — то кем? Вопрос этот непонятен для многих, кто лишь по букве читает слова, произнесенные в Нагорной проповеди. Если видеть в них только написанное, не учитывая глубокий духовный смысл, то они как минимум звучат загадочно, а как максимум — странно. Поэтому для большинства не возрожденных людей они представляют собой ребус, — впрочем, как и все то, о чем говорил Господь. «Но почему все так сложно? — спросите вы. Какой же тайный смысл скрыт за буквами? И есть ли он — этот смысл? Разве может быть вообще счастливым тот, кто плачет? Разве слезы — это не признак печали, уныния, горечи и разочарования?» Да — это признак печали и уныния. Но печаль бывает разной. Печаль о земном неизменно тянет душу вниз. Но есть печаль о Небесном. А разве она существует? И как понять, о чем стОит печалиться?
Хорошо, если бы люди действительно задавались такими вопросами. Пожалуй, опечалиться о Небесном невозможно, если искать только земного. Но остановитесь в своем безконечном беге, по слову Господа: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Пс.45:11). Взыщите Его — и будете живы. Хотя бы однажды обратитесь сердцем к Тому, кто может открыть вам иной вид печали, — отличный от того, который вам знаком. Эта печаль нисходит свыше. Она производит небесные плоды в душе. Может так случиться, что отголосок скорби Того, кто однажды взошел на Крест ради людей, заставит вас внутренне содрогнуться. Слезы Сына Божьего, пролитые им в Гефсиманском саду.. вопль великий.. капли крови, что падали на землю, струясь по лбу.. Это был тот, кто печалился тогда о вас. И те немногие, кому открылась суть и глубина Его печали — действительно блаженны. Они плачут о своих грехах. Каются в том, что своей жизнью, в которой не было помышлений о Боге, рождали скорбь в Его сердце. Всем своим существом они жаждут войти в новую жизнь — с Ним и для Него. Господь ждет такой печали от всех людей. Печали о состоянии неведения и безпечности, которое грозит закончиться для них вечной духовной смертью.. О, как Он желает утешить сокрушенных сердцем надеждой о том, что с Ним есть будущее. Ведь жизнь человека не заканчивается в этом мире. Здесь она только начинается. Плачущим о своих грехах Бог открывает дверь спасения через Сына своего Иисуса Христа. Окажетесь ли вы в числе блаженных, во многом зависит от вашей реакции на слова Господа. А пока что стоит задуматься над смыслом евангельского стиха: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Луки 6:25). «Пресыщенные» — это не только люди, богатые материально. Это люди, которые довольствуются жизнью без Бога.. И лучше плакать об этом сейчас, пока мы еще на земле, чем рыдать в вечности о том, что драгоценное время, дарованное Господом для покаяния, было потрачено впустую.