(опубликовано в христианском журнале «Возрождение», ноябрь/2022)
Когда людей постигают бедствия: войны, болезни, природные катаклизмы, – многие вспоминают о Боге, и начинают молиться, осознавая, что сами не в силах справиться с огромными жизненными вызовами. Чаще всего, люди молятся, чтобы беды поскорее закончились, и жизнь вернулась в прежнее русло. Это не удивительно. Ведь спокойствие необходимо нам, как рыбам вода: без него душа устает, погружается в уныние, депрессию. В критических ситуациях мы задаемся вопросом: почему это происходит? Почему нам приходится переживать то, что не хотелось бы пережить? Ответы не всегда просты, а подчас их вовсе нет. Но, так или иначе, когда корабль, на котором мы плывем, тонет, приходится напрягаться – хотим того, или нет. Только легкомысленный человек не анализирует, не делает выводов из происходящего, не предпринимает нужных действий. Мудрый царь Соломон писал: «…и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём» (Еккл. 1:13). Оказывается, именно Бог «тренирует» нас в нелегком деле: все исследовать и испытывать. Полагаю, это занятие приобретает особую значимость на «крутых» поворотах истории.
Исторический период, в который мы живем, не оставляет нам шанса пребывать в равнодушии. Времена благополучия, которыми человечество наслаждалось многие годы, похоже, сменяются временами нестабильности и кризисов. Нам надо задуматься, переосмыслить жизнь, сформировать взгляд на происходящее. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй», (Еккл.7:14) – написано в книге Притчей Соломоновых.
Кто-то из древних мудрецов сетовал: «не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Это изречение пронеслось в веках, а значит, – оно правдиво. Наверное, автор на себе испытал «прелести» эпохи перемен. Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но у меня создается ощущение, что в стране, где я долгое время проживала, перемены никогда не заканчивались, и вели только к худшему. Но, так или иначе: «времена не выбирают – в них живут и умирают», – писал поэт. Бог помещает нас в ту или иную эпоху, в ту или иную страну, согласно Своей суверенной воле, а дальше мы определяемся: как с этим быть, и что делать.
Наше время – не просто время перемен, а время геополитического излома: идет демонтаж старого миропорядка, предпринимаются попытки выстроить новый. Насколько это получится у глобальных «игроков», покажет время, но это время надо еще пережить. Ведь подобный период неизбежно сопряжен с войнами: региональными или глобальными. «Игроки» на геополитической «шахматной доске» мира активизировались, и, видимо, готовятся к большой «драке». Не секрет, что происходят подобные «драки» минимум раз в столетие, так уж повелось. Случайность это или закономерность, пусть рассуждают экономисты, политологи, дипломаты, политики. Нам же интересна духовная точка зрения: как на войны смотрит Бог?
В книге «Война и Библия», которую буду цитировать, ее автор, духовный писатель и религиозный мыслитель Николай Сербский, пишет: «…война может вспыхнуть и без человеческого желания, но – не без человеческой вины; даже и менее значительные вещи, чем война, никогда не бывают просто случайностью». Невозможно с этим не согласиться. Ведь даже бытовые конфликты не возникают на ровном месте, что уж говорить о конфликтах между странами и народами?
В вопросах конфликтов соблюдается принцип постепенности: к их кульминации стороны идут шаг за шагом, будто поднимаясь вверх по ступенькам лестницы, пока не найдет «коса на камень», и не вспыхнет искра, разжигающая большой костер. Когда доводы дипломатии исчерпаны, начинают «говорить» пушки. Кто-то заметил, что война – это продолжение политики, но иным способом. Наступает момент, когда неизбежно включается «право сильного». И тогда побеждает солдатский сапог, ступивший на ту или иную территорию.
Почему же разгораются «костры» больших и малых военных конфликтов, «пожирая» тысячи, а порой, миллионы человеческих жизней? Один богослов недавно отметил, что в двадцатом веке в революциях и войнах погибло больше людей, чем за все предыдущие века, вместе взятые: кровь убиенных лилась «реками». Услышав это, я содрогнулась: «Что же ожидает нас в двадцать первом веке?» Ведь отношения между странами и народами отнюдь не улучшились. У многих правителей «на устах мед, а в сердце лед»; «устами своими говорят с ближним дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы», – так еще говорил древний пророк Иеремия. При первой возможности, каждый готов потеснить другого на геополитической арене, завладеть природными ресурсами соседа, не считаясь с издержками, в том числе, и человеческими.
Почему же милостивый Творец, без воли Которого и волос не падает с головы человека, допускает страшные разрушения и крушение человеческих судеб? Есть ли в этом какой-то смысл? Есть ли воля Божья на то, чтобы в мире происходили губительные войны, эпидемии, голод и болезни?
О нет, конечно же, нет! Ведь Бог Библии «не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33). Он есть Бог Любви, который трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Он настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Однако, проблема заключается в том, что огромное количество живущих на земле людей не знают и не желают знать истинного Бога; многие обмануты лжерелигиями, обольщены сребролюбием, порабощены блудом, гордыней, властолюбием, жаждой наживы. Как следствие, в мире происходят бедствия, и хрупкие перемирия становятся лишь передышкой, прелюдией к новым войнам. Удивляться этому не приходится, потому что Божий порядок на земле давно нарушен – со времен грехопадения. В духовном смысле, люди живут, как считают нужным, по «своим» правилам. Более того, многие живут по принципу: «Люби себя и плюй на всех, и в жизни ждет тебя успех». Разве не так? Пророк Осия говорил некогда, обращаясь к отступившему от Господа народу древнего Израиля: «…суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:1). Я думаю, его слова актуальны на все времена, ведь сущность людей не меняется. Вот и происходит «авария за аварией», как на дороге, где не соблюдаются правила дорожного движения.
Увы, с каждым веком «прогрессивное» человечество все более удаляется от Создателя, погружается в духовную тьму. Если проследить, что происходило в мире последние два столетия, то можно отметить тенденцию к «сползанию» стран и народов в духовную деградацию и морально-нравственное разложение. Кто-то из древних святых верно подметил, что с пришествием на землю Иисуса Христа и распространением Его учения, мир будто вышел из тьмы во свет, но к концу времен он возвратится из света во тьму. Похоже, именно это и происходит в наше время. Наряду с мощнейшим научно-техническим прогрессом, во многих странах внедряются на правительственном уровне законы, прямо противоречащие человеческой природе и являющиеся дерзким, злобным вызовом Творцу. Безусловно, Создатель долго терпит восстание людей: этому есть многочисленные подтверждения в Священном Писании и в реальной жизни. Но, даже Бог не вечно терпелив. Прежде чем излить чаши гнева на беззаконников, Он годами взывает к непокорным людям через своих слуг, влечет их к покаянию, видя зло и ожесточенность их сердец, равнодушие к Его заповедям. Но, если люди безрассудно отвергают этот призыв, и упорно строят очередную Вавилонскую башню высотой «до небес», Бог приходит с судами. Ведь Он всегда противится гордым, надменным, самонадеянным людям, считающим себя «центром Вселенной».
Когда-то, перед Потопом, Господь Бог провозгласил: «Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками…», и вскоре произвел суд над погрязшими в беззакониях людьми. Cтрашно впасть в руки Бога Живого! Лишь восемь душ выжили тогда из огромного количества бунтующих грешников. Остальные погибли, включая стариков, детей, животных… Любящий Бог способен на гнев и ярость, когда попраны Его законы, проигнорированы предупреждения и увещания.
Часто спрашивают: «Чем виноваты обычные люди, что так страдают?» Этот вопрос заслуживает ответа. Настоящее, намеренное зло обычно творит малая группка жестокосердых, циничных, хорошо организованных людей, которые, как правило, располагают большими финансами, и нередко – владеют рычагами власти. Остальные лишь остаются равнодушными. Но так ли безобидно равнодушие? Так ли нейтрален «нейтралитет»?
В мирные времена каждый из нас, так или иначе, добавляют в «копилку» добра или зла. Как именно? Малыми или большими поступками. «Нейтральные» люди, хотя и не творят активное зло, но порой грешат перед Богом тайно, молча. Чего стоят «реки» пролитой крови нерожденных младенцев, убитых посредством абортов? Чего стоят разрушенные из-за прелюбодеяния браки, порождающие страдание детей? А воровство, ложь, лицемерие, желание чужого, зависть? А пропаганда однополых браков, толерантное отношение к оккультизму, откровенно бесовским, заимствованным с Запада, новомодным «праздникам» типа Halloween, и тому подобное? Всё это «генерируют» обычные люди, составляющие «костяк» любого общества. И Бог молчит: до поры, до времени. «Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс.49:21) – так Бог обращается устами пророка к обычным людям.
Правда, в каждом обществе есть и некая «закваска» из праведных людей, молитвами и жизнью которых Бог, вероятно, дарует милость остальным. Именно о них Господь говорит, что они есть «соль земли и свет миру» (Мф.5:13).
Когда-то родоначальник еврейского народа, избранный Богом пророк Авраам, с дерзновением обратился к Господу накануне страшного суда над Содомом и Гоморрой, спрашивая, помилует ли Он эти города, если там найдется пятьдесят праведников?
– Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие, – был ответ Господа.
– Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? – продолжал Авраам.
Он сказал:
–Не истреблю, если найду там сорок пять.
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал:
–Может быть, найдётся там сорок?
Он сказал:
–Не сделаю того и ради сорока.
И сказал Авраам:
–Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать?
Он сказал:
–Не сделаю, если найдётся там тридцать.
Авраам сказал:
–Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать?
Он сказал:
–Не истреблю ради двадцати.
Авраам сказал:
–Да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом.
Этот диалог дает нам повод предположить, что в том или ином социуме, группе людей, государстве, существует некое количество освященных Богом людей, ради которых Он милует все сообщество, даже если люди неистово грешат. В Содоме практиковались грехи мерзости, особо отвратительные для Бога (название этого города стало производным для обозначения такого богомерзкого явления, как содомия). Но содомляне, по всей вероятности, длительное время жили безоблачно и вполне себе здравствовали, несмотря на вопиющую безнравственность. Бог не истреблял их до поры до времени – ведь в их среде жил праведный Лот с семьей, который «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные»(2Пет.2:8). Однако, таких как он, в той местности больше не нашлось.
Следовательно, если количество праведников ничтожно мало в том или ином социуме (образно говоря, меньше десяти), и уже не способно в достаточной мере «осолять» и «светить», в ту среду приходят Божьи суды, чтобы остановить разложение. Именно так произошло с Содомом и Гоморрой: когда Господь вывел Лота с его семьей, эти города были сожжены огнем.
Нейтральной полосы на «духовной территории» не существует: ты с Богом или на пути к Нему, или же ты с Его врагом, – осознаешь это или нет. Каждый неправедный человек, в малой или большой степени генерирует то, что неприятно Богу, входит в противоречие с законом Любви. «Сгорание» в этом случае неизбежно.
Ёмкое и пронзительное определение понятию «война» дает в своей книге св. Николай Сербский: «Война – это быстрая Божия расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время». Один священник выразился не менее красноречиво: «Война – это грозовая туча, которая рождается из испарений сытой, вольготной жизни». Вот это да! Ведь и правда: Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира – от мира, в котором для них не было Бога.
Как говорится, «сколько веревочке ни виться, а концу все равно быть». Закон сеяния и жатвы неумолим, и Бог дает нам осознать это еще здесь, на земле, пусть даже посредством великих скорбей и испытаний. К сожалению, только вследствие больших потрясений человек понимает, что он – «пар», являющийся на малое время, а потом исчезающий; трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает.
В Священной книге Библии прописан алгоритм отношений между грешащими, не желающими каяться людьми, и Господом Богом. Создатель не желает, чтобы кто из людей погиб, но чтобы все достигли познания истины и спаслись, однако: «гнев Божий открывается с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». На протяжении веков человек «воюет» с Богом. Это непостижимо: трава восстает на Косаря, и горшки воюют с Горшечником! Вследствие этого, люди, конечно же, воюют и друг с другом, не имея внутреннего мира.
В книге «Война и Библия» написано: «Все войны, с начала и до конца истории, – библейские войны, т.е., все они находятся в зависимости от живой, активной и всемогущей воли Третьего, Невидимого и Всерешающего; все они проистекают из греховности или обеих сторон, или только одной из них».
Если бы обычные люди хранили свои сердца от греха, изучали Слово Божие, ставили вечное выше временного, разве окутала бы их духовная тьма? «Князь тьмы» – дьявол, враг душ человеческих, паразитирует лишь там, где царит невежество, незнание Слова Божьего. Слово, информация, получаемая человеком – этот мощный поток энергии, – либо созидает, либо разрушает. «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней», – говорил чудовищный военный преступник Геббельс. Вот, какое орудие – Слово: им можно убить, можно спасти, можно полки за собой повести. «Вначале было Слово, которое стало плотью и обитало с людьми, полное благодати и истины», – сказано в Библии. Каждый человек имеет доступ к Слову Божьему: написанному и устному, но люди предпочитают другие слова… Мало кто желает обратиться от тьмы к свету, от власти сатаны – к Богу: ведь для этого надо свергнуть с престола сердца свое «Эго».
Вот поэтому помощь Божья не спешит к ним.
«Народ, отпавший от Единого Живого Бога, – пишет Николай Сербский, – становится, в сущности, мёртвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире, как дуб, подсечённый до самого корня… Жители Содома и Гоморры были духовными мертвецами, и вышняя сила послала на них огонь и пепел, чтобы похоронить их». Печальная, скорбная картина.
Однако же, всему есть начало, всему есть конец. Рано или поздно войны заканчиваются, и чаще всего – за столом переговоров. В связи с этим возникает вопрос: кому Бог дарует победу в войне? Ведь известно же: «коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа» (Притчи 21:31). Что отвечает книга «Война и Библия»? «Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога, и кто исполняет Его закон… Богоотступнический и нечестивый народ будет побеждён, хотя бы его было много, как листьев в лесу». Ват так.
Это правда, что в настоящее время нет теократических государств, каким был древний Израиль, но, тем не менее, Библия есть почти в каждом доме, особенно в странах, которые до сих пор именуются христианскими, несмотря на пораженность их населения разного вида грехами. А если у нас есть Библия, то есть и возможность открыть ее, пролистать страницы, прочесть главы, и пригласить ее Автора в свое сердце. Войдет Он или нет – зависит не от нас, но я верю, что «стучащему отворят». Если бы большинство обычных людей читали Священное Писание с желанием его понять, полагаю, Господь пробудил бы в них веру Божию. Ведь Cлово Божье – это семя, способное зачать новую, духовную жизнь на почве наших сердец. Если бы люди были богобоязненны, то Бог и правителей дал бы им по сердцу Своему. Он ставит над нами тех, кого мы заслуживаем. Начальства и власти являются выражением духа народа. Если народ глуп, безрассуден, нечестив, обманщик, развратен, вор, прелюбодей, то и правители будут такие же. Есть ли смысл хулить вышестоящих, в таком случае? Библия говорит: «Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои». (Плач Иеремии 3:39).
Теперь, надо сказать и о том, что «не только из-за грехов народа, а из-за грехов правителей, начальников, военачальников страдает та или иная страна, – повествуется в книге «Война и Библия». – Чаще всего народ страдал от военных бедствий во времена царей израильских вследствие грехов самих царей. Своим беззаконием они оскорбляли Бога, и Бог посылал на них войну и предавал их в руки врагов. Правда, были и достойные цари, но таких было мало, и тогда или вообще не было войны, или же она заканчивалась блестящей победой над противником». «Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут ум их, расчёт, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера. Народ же, который вместе с вождями своими остаётся верным Господу Иисусу Христу (мы всё ещё говорим о христианских народах), – будет или пощажён от войны, или же выйдет из неё победителем, независимо от своей численности, культуры и вооружения».
Итак, именно грех является возбудителем войны; и, сколько бы грешный народ и его правители ни выказывал своё миролюбие на словах, война должна его поразить. «… мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна. Хотят её или нет – она неминуема. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 42:22)» («Война и Библия»).
Именно поэтому, когда мы размышляем, почему приходят бедствия, надо начинать размышлять, в первую очередь, о себе и своих отношениях с Богом. И еще: не следует ожидать быстрого окончания бедствий, в связи с законом постепенности. Медленно человечество погружается во тьму, медленно из нее выходит, если Бог милует и дарует Свою благодать. Ведь по-иному, люди ничему не научаются, не делают верные выводы, а тем более – не каются.
В период бедствий, пишет св. Николай Сербский, «когда беды смягчали сердца людей, наступало покаяние, – а с ним поднимался вопль к Богу о помощи, об освобождении. Лишь только начиналось покаяние и вопль, навстречу им раскрывалась милость Божия. Страшный закон греха смягчается милостью Божьей, при условии искреннего и полного покаяния грешника». Вот, где ключ к освобождению от зла и всяких напастей!
«О, какое было бы счастье для человечества, – пишет автор книги, –если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь».
Одна маленькая девочка спросила своего дедушку-пастора: «Дедуль, ну скажи, почему люди всё войнают и войнают?» И, немного подумав, тут же ответила на свой вопрос: «Они войнают, потому что Бога не знают!». Порой невинные дети понимают больше, чем умные взрослые. Воистину, устами ребенка глаголет Истина!
Кто-то скажет: так что же теперь делать? Неужели всё пропало, и мы обречены? Я в это не верю. У Бога нет безысходности, у Него всегда много решений. Да, действительно: греховные «метастазы» мира глубоки, выглядят не исцельными. Но бывает, и в терминальной стадии рака человек неожиданно получает исцеление, оплакав свою неразумную жизнь и возопив к Богу о милости.
Мы не знаем, к чему приведет грядущий передел мира, сколько жизней унесет. Не знаем, даст ли Бог человечеству шанс на покаяние. Немало людей полагают, что по многим библейским признакам, мир стоит на пороге прихода Антихриста – человека греха, о котором в ярких красках повествует книга Откровение. Что же, такая версия тоже имеет под собой основания. Мы до конца не знаем, что замыслил Автор Жизни для нашего века, и во что выльются грядущие перемены. Однако, знаем из Священных Писаний, что в преддверии явления Антихриста все будут говорить: «мир и безопасность», потому что на земле будет царить видимое благоденствие. Пока что мы видим прямо противоположную картину: народы вооружаются, готовятся к брани, а потому – «мир и безопасность» в ближайшие годы нам не «грозит». С одной стороны – это страшит, с другой – ободряет. Страшит, потому что человечество может скатиться в пропасть мировой войны. А ободряет – потому что есть время воззвать к Богу о милости. И кто знает: не придут ли времена отрады от Господа, не пошлет ли Он духовное пробуждение и исцеление земли? Будем же молить Его об этом!
А пока что … «повсюду слышится грохот военных приготовлений, так как везде ведётся борьба против Христа» («Война и Библия»).