Хочется немного порасcуждать на тему спасения, ведь это то, к чему мы все стремимся и чего так хотим достичь. «Достичь?» – спросит кто-то. «Но ведь мы и так уже спасены, потому что написано: «благодатью вы спасены через веру». Да, это так. Но также написано: совершайте свое спасение (причём, со страхом и трепетом). Слово «совершать» имеет такие синонимы: «осуществлять, реализовать». Образно проиллюстрировать процесс спасения можно на примере утопающего человека, который оказался в пучине бушующих морских волн. Он начинает тонуть, и, осознавая свое отчаянное положение, в сердцах вопиёт о помощи, устремляя свой взор к Небу. И вдруг – о чудо! С высоты ему бросают спасательный круг. Утопающий тут же за него хватается, понимая, что Кто-то его услышал. Вопрос: «Спасён ли теперь этот человек?» Ответ: «и да, и нет». Да – потому что спасательный круг уже у него в руках (по благодати), а нет – потому что ему ещё предстоит проделать длительный путь до берега. Если он, ухватившись за возможность спастись, так и не отправится в плавание, а будет бесконечно барахтаться с этим кругом посреди моря, то кто знает, чем это закончится? Вероятно, гибелью. Ведь свирепые волны бушуют, а где-то неподалёку шныряют хищные акулы, да и тело коченеет от холода, а душа, в которую хотя и проникла искорка надежды, всё же продолжает бороться с отчаянием. Но, приняв благодать в виде спасательного круга и собравшись с духом, спасаемый начинает верой двигаться по направлению к берегу, уповая лишь на подаваемую Свыше милость. Чей-то тихий голос, которого он не слышал раньше, говорит ему, что если круг уже в руках, то бросивший его не поможет ли добраться до цели? Сражаясь с сомнениями, наш герой начинается нелёгкое путешествие, в котором его ожидают многие препятствия. Грести руками приходится самому, по вере, держась за спасательный круг. При этом жизненно важно не сводить взор c берега, который маячит где-то вдалеке, на горизонте. По мере продвижения вперёд, на воду неожиданно опускается густой туман, и спасаемый теряет ориентиры, снова погружаясь в уныние. На его отчаянный вопль о помощи Чья-то невидимая рука в очередной раз вершит чудо. Ветер разгоняет сгустившийся мрак, туман рассеивается, и путешественник снова обретает бодрость духа, не позволяя депрессии утащить его на дно. Плывущий снова и снова утверждается в мысли, что по неведомой для него причине Кто-то неизменно сопровождает его на пути к цели и помогает не терять надежду. Вдруг где-то в дали замаячил огромный лайнер с большим количеством людей на палубе. Уповая на их помощь, спасаемый кричит и машет руками, но тщетно – его никто не слышит. И снова он возвращается мыслями к Тому невидимому, кто является для него единственной надеждой, и кто снова в веянии тихого ветра проговаривает в дух мореплавателя: «Не уповай на людей. Доверься Мне и двигайся верой». «Хорошо, успокаиваюсь», – соглашается тот и продолжает путь, радуясь. Но тут, как на зло, где-то совсем рядом показывается плавник акулы! В ожидании расправы, наш герой снова молит о помощи. Но, открыв глаза, он видит, что это всего лишь дельфин, и в очередной раз благодарит Невидимого за избавление. «Я знаю, что Он рядом, а мои страхи слишком преувеличены», – убеждается он, незаметно для себя возрастая в вере. Так, мало-помалу, сражаясь с собственным отчаянием, сомнениями, страхами, он медленно но верно обретает мир сердца и спокойствие духа, продвигаясь вперед, держась за круг и уповая на подаваемую ему Свыше благодать. Иногда ему хочется восхищённо петь хвалебную песнь своему Спасителю, иногда хочется плакать от счастья, а иногда его снова накрывает волна сомнений: «А доплыву ли? А что, если вдруг…?» Но, вглядываясь в берег, который кажется ближе и ближе, спасаемый обретает всё больше надежды на то, что его усилия не тщетны, и что «начавший в нём доброе дело будет совершать его до конца», и он-таки однажды доберётся в место безопасности. Когда же можно будет считать спасённым того, кому однажды бросили спасательный круг? Только тогда, когда он окажется на береге, преодолев все препятствия, претерпев искушения на своём нелёгком жизненном пути, победив собственный страх и нерешительность. С одной стороны, в Священном Писании мы читаем, что мы спасены благодатью через веру, и это Божий подарок нам, уверовавшим в Сына Божия. С этой точки зрения, спасение – это одномоментный акт. Но, с другой стороны, мы также читаем: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19), «…претерпевший же до конца спасётся» (Мф.10:22), «…побеждающему дам вкушать от дерева жизни» (Отк.2:7), и многое другое. Учитывая все стихи о спасении, мы приходим к выводу, что оно предполагает не только одномоментный акт, но и последующий процесс. Все мы, христиане, дети Божьи, спасённые Им по благодати, проходим земное поприще – каждый своё, со всеми его радостями и скорбями, трудностями и превратностями жизни. В одной песне поётся: «житейское море играет волнами, в нём радость и горе всегда перед нами». Даже имея веру, мы можем в ней пошатнуться или ослабеть, можем поддаться искушению и упасть, не устоять в серьёзных испытаниях. Мы боремся с искушениями внешними и внутренними. Если твёрдо держимся своего упования на Господа и живём в послушании Слову, то возрастаем в вере и, умерщвляя духом дела плотские, утверждаем своё спасение. Если же расширяем свой путь, не бодрствуем над духом своим и поддаемся влечению плоти, то теряем дерзновение к Богу и лишаемся Его благодати, без которой невозможно спастись. И тогда волны моря житейского захлёстывают и поглощают нас. Не всё так просто. У каждого своя чаша, свой крест и тот узкий путь, который надо ещё пройти и не отречься от Христа.Сегодня перечитала в Притчах 14:12: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти». Всем нам нужно быть очень серьёзными в отношениях с Господом, чтобы не оказаться на ложном пути.На основании того, что мы уже узнали, теперь можно понять, что имел в виду Апостол Пётр, когда говорил: «достигая наконец верою вашею спасения душ» (1Пет. 1:9). Он не говорит, что мы спасены по вере (и точка!), а наставляет христиан достигать спасения душ верой, т. е. послушной Богу жизнью, и решимостью идти за Ним до конца.